•  
  • Sharebar

Мотивация сотрудников: «виноватые» лидеры

17-Дек-2014
Люди, склонные к чувству вины, как правило, работают лучше и больше, чем те, которые не считают себя виноватыми.

Ощущающие чувство вины сотрудники для компании скорее не тяжкий груз, а активный двигатель – как показали исследования, чем больше чувство вины у сотрудника, тем эффективнее он работает. Однако в целом это не всегда оказывается конструктивно.

Фабула: люди, склонные к чувству вины, как правило, работают лучше и больше, чем те, которые не считают себя виноватыми.

Исследования: Фрэнсис Флинн провел с 150 сотрудниками Департамента финансов из списка Fortune 500, после чего сравнил их ответы с результатами их же аттестации. В результате он обнаружил, что те, кто более склонен ощущать себя виноватым в чем-либо, демонстрировали более высокую работоспособность и заслужили хорошие квалификационные оценки от своего шефа. Одновременно стало очевидно, что такие сотрудники были более преданны компании и занимали сильные лидерские позиции внутри коллектива.

Задача: хорошо ли чувство вины? И выгодно ли компаниям иметь в штате большое количество таких людей и меньше сотрудников, не ощущающих чувства вины, на руководящих должностях? Профессор Флинн объяснит, в чем тут дело.

Итак, с точки зрения исследователя тот факт, что «виноватые» сотрудники работают более эффективно, явился ошеломляющим. По мнению автора, исследование показало слишком большое расстояние от понятия TOSCA (Испытание самосознания, показывающее склонность к вине) до показания деятельности: они полностью независимы. Тем не менее, г-н Флинн и его ассистент Ребекка Шаумберг отметили связи между виной и ростом производительности. Те, кто чувствовал себя виноватым, работали тяжелее и оттого больше, способствуя работе остальных своих коллег.  

Кроме того, такие люди более чувствительны к общим целям компании. Иными словами, они видят леса за деревьями.

Стоит также отметить тот факт, что такие сотрудники – лидеры.

Поясним: в другом исследовании, проведенном при участии студентов степени MBA, результаты TOSCA оказались аналогичными. Так, результаты опроса почти 200 молодых людей показали, что чем выше было чувство вины (пока неважно, чем оно вызвано), тем выше работоспособность у человека. И тем выше его оценка руководителем. При этом те студенты, чье чувство вины было более масштабным, оказались впоследствии лидерами.

Я спросил себя «Что менее объективно – интуиция или характеристики на отдельно взятого человека?». Всем известно, что добросовестные люди являются хорошими работниками, но разве можно считать, что чувство вины – это такой специальный соус для более исполнительного сотрудника? Наверное, нет.

Между тем, чувство вины широко изучается в науке психологии, но отнюдь не в сфере организационных исследований. И в этом свете все более становится понятно, что чувство вины не может быть конструктивным, какими бы положительными эффектами в работе это не прельщало.

Обратим внимание еще вот на что. Иногда склонность к ощущению вины может иметь негативные последствия. Так, негодование вполне может вылиться в агрессию, и в применении к работе это может быть позитивно. Однако это совершенно не означает, что менеджеры должны провоцировать раздражение у сотрудников, чтобы вдохновить их на более эффективную работу. Кроме того, такой подход не будет работать в долгосрочной перспективе.

Как можно использовать таких сотрудников, испытывающих чувство вины, для блага компании? Очень просто – нужно позволить им выйти за рамки правил, в допустимых пределах, конечно.

Читайте также:

Лидеры добиваются результата

Если вы хотите быть настоящим лидером в ближайшие пять лет, возьмите на вооружение слова Юлия Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Последние п...

В общем по стране ограничения на покупку недвижимости иностранцами минимальны: в разных штатах им могут быть запрещены покупать земли для сельскохозяйственных работ или исторические объекты. Неко...

Один из вариантов – создать фирму, представляющую интересы технологических компаний....

Похожие статьи

Работу на Филиппинах чаще всего ищут те иностранцы, которые хотели бы бросить все в родных городах и переехать на постоянное жительство в страну...

Иммиграция в Эстонию состоит из трех ступеней: сначала вы получаете статус временного жителя страны (ВНЖ), который необходимо продлевать. Через...

Один из самых успешных мировых бизнесменов, Кушал Пал Сингх, глава и основатель DLF, индийской компании-девелопера, доказал опытом собственного...

Государственная налоговая служба выпускает специальные брошюры с предписаниями и рекомендациями по правильной уплате налогов. Их можно попросить...