Зарубежные рынки и оценка финансового состояния компании при IPO

17 декабря 2014

Одной из основных проблем при старте IPO является компетентная оценка финансовой стоимости компании

После того, как первичное размещение акций компанией проведено, первые средства эмитентом получены, а пакет акций реализован, встает вопрос о том, как оценивать стоимость акций публичной компании и как отслеживать динамику их курса. Такая информация, предложенная акционерам, позволит сохранить уровень доверия к эмитенту.

Одной из основных проблем при старте IPO является компетентная оценка финансовой стоимости компании – после размещения ценных бумаг на бирже этот вопрос не теряет свою актуальность. И если при подготовке к размещению андеррайтеры и консультанты ищут оптимальную цену предложения, то после запуска бумаг на биржу важным для компании является аспект неснижения их стоимости, поскольку продажи акций приведут к понижению капитализации эмитента и, как следствие, уменьшению его привлекательности.

Для чего еще нужна стабильная цена акций на бирже? Для того, чтобы компания позднее, в случае необходимости, могла привлечь дешевые средства в долговом секторе, чтобы сохранила интерес для инвесторов, что в итоге будет выгодно как основным владельцам бизнеса, так и его новым акционерам. Для зарубежных рынков эти стороны очень важны.

При подготовке к IPO существуют моменты, несоблюдение которых повлияет на некомпетентную оценку капитализации компании и, как следствие, к неадекватной цене предложения инвесторам:

– намеренное занижение стоимости компании самим эмитентом (позже подробнее остановимся на этом факторе);

– намеренное занижение стоимости компании организаторами размещения

А) ставя перед собой цель некоторого давления на инвестора, чтобы навязать свое видение финансового состояния компании и привлечь максимальное внимание зарубежных рынков;

В) создавая искусственно массовый спрос по низкой цене;

С) пункт, исходящий из предыдущего – распределение акций: при недооцененности ценных бумаг спрос на них становится более активным по логичной причине, что инвесторы ожидают последующего удорожания бумаги;

D) точное знание андеррайтерами и организациями адекватных цен и предпочтений рынка.

И если аспект снижения стоимости компании банкирами понятен, так как в его основе лежит стремление продать побольше и выручить максимальную сумму о размещения, то относительно первого пункта ситуация несколько сложнее. Существует такое понятие – winner’s curse – «проклятие победителя», к суеверию не имеющее почти никакого отношения. Речь идет о последствиях имеющегося на рынке дисбаланса при покупке и продаже акций: инвесторы, обладающие большим объемом информации и способные оценивать состояние компании самостоятельно, предпочитают приобретать недооцененные бумаги, таких меньшинство в силу того, что профессиональных инвесторов не так уж и много; слабо информированный инвестор будет покупать те бумаги, которые только что представлены рынку. По сути, это следствие информационного диссонанса, асимметрии – и именно этого фактора компания старается избежать, обойти его, сознательно занижая цену предложения. Для акции, выпускаемой на рынок по заниженной цене, потенциал доходности будет выше, это очевидно – рост бумаги придаст компании статус стабильного эмитента и позволит завоевать доверие инвесторов, практически ничего не потеряв при этом.

Что касается динамики стоимости ценных бумаг после проведения IPO, то она существенно ниже, чем у бумаг, уже обращающихся на бирже. Существует ряд индексов, по которым высчитывается объективная цена бумаги после размещения – но, как указано выше, есть и множество факторов, которые могут на это повлиять.

Похожие статьи